Никоненко Георгий Васильевич

НИКОНЕНКО ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ – живописец, график.

Родился в с. Дмитриевка Бейского района Хакасской автономной области. В 1958 году окончил Иркутское художественное училище, в 1967 г. окончил Московский полиграфический институт, факультет книжной графики. С 1959 года участник городских, областных, краевых, республиканских, зональных, всесоюзных выставок. Член Союза художников России (1993). Заслуженный художник РФ (2000). Произведения Никоненко Г.В. хранятся в Хакасском национальном краеведческом музее, Абаканской картинной галерее, Черногорском городском музее, Минусинском краеведческом музее, частных собраниях. Работает в жанре пейзажа, натюрморта.

Одним из первых энтузиастов развития станковых видов графики в Хакасии, в частности офорта и линогравюры, стал Г. В Никоненко, кончивший Московский полиграфический институт. С 1973 года интересы его сосредоточились, главным образом, на станковой графике-офорте и линогравюре. Он много путешествует по Хакасии, посещает Саянский мраморный карьер и Саяно-Шушенскую ГЭС, создавая серии работ – «Мотивы Хакасии» (1976), «Саянский мрамор» (1976) и «По родному краю» (1981). Величественная хакасская природа и преобразование ее человеком – тема творчества художника. В серии «Саянский мрамор» (1976), выполненной в технике офорта, автор стремится гармонически соединить в пейзаже природные и индустриальные формы: «Монолит» (1975), «Карьер» (1975), «Планерка» (1975) и «Саянский мрамор» (1975). Используя выразительный язык ритмов, ракурсов, он передает размах созидательной человеческой деятельности, но верен и пейзажной традиции, где главным действующим лицом остается природа.

Картины Никоненко Г. В., рисующие природу Хакасии, – это своего рода творческий итог художника-пейзажиста. Их созданию предшествуют многочисленные этюды, созданные мастером с натуры. Георгий Васильевич с этюдником исходил все окрестности Западного Саяна, Абакана, Таштыпа и Аскиза. Однако это не говорит о том, что он стремится писать эффектные, «выигрышные» мотивы, а наоборот, часто художник довольствуется изображением незатейливого сюжета: одиноко стоящего дерева на фоне гор, небольшой горной речки, горного озера. Многие их этих этюдов приобретают самостоятельную художественную ценность, ибо в них есть глубокое лирическое настроение и тонкость цветовой гаммы. Надо отметить, что с годами художник преодолевает некоторую монохромность и однообразие колорита. Цвет получает свое подлинное звучание, становится богаче в градациях.

В 2003 г. в Абакане стал победителем открытого конкурса проектов флага.

close