Календарь знаменательных и памятных дат на 2015 год

БЕЯ

200 лет (1815 г) – была построена и  освящена каменная двухпрестольная церковь в селе Бея.

См. Апаликова Н. как на духу [об открытии в селе Бея церковного прихода]// Саян. Заря.-1991.-17 окт.

Котельникова О. Храму в Бее быть: состоялось заседание Попечительского совета по строительству Покровского храма//Саян.заря.-2013.-6 дек.

Логинова М. Воспоминания о былом [О церкви в селе Бея и церковных обрядах]//Саян. Заря.-1991.-с.1

85 лет  (1930 г) – была открыта школа Колхозной Молодежи.

80лет (1935 г) –  Бейский район  вошел в состав Хакасии.

80 лет (1935 г) – был образован Бейский архив.

  - 5 марта в Бее состоялся   первый районный съезд  Советов.

См. Мясникова Л.Это наша с вами история.[О Бейском архиве]//Саян.заря.-1998.-17 марта.

80лет (1935 г)  -  вышел первый номер газеты   «Сталинец», так называется сегодняшняя газета «Саянская заря».

См. Владимиров В. По страницам архивных газет.: [Публикация архивных материалов из Бейской районной газеты «Сталинское знамя» выходившей в 1941-1945 годы]//Саян. Заря.-2013.-с.2

Кононов М. Сталинское знамя.: [Газете «Саянская заря» - 75 лет]//Саян. Заря.-2010.-25 июня

Лукашевская С. Радость творчества.: [воспоминание Лукашевской С. О районной газете к юбилею Саянской зари]//Саян. Заря.-2010.-27 июля

Павлов А. В зеркале истории: [Об истории газеты «Саянская заря»]//Саян. Заря.-1989.-4 мая.

45 лет (1970 г) –9 мая состоялось открытие памятника.

Это была   мемориальная стела в виде серой плиты,  довольно высокой, с изображением лица солдата и надписью:   «Умирая, не умрет герой. Мужество останется в    веках».

40 лет (1975 г) - был образован  Дома пионеров (сейчас Центр Детского   Творчества).

См. Яковлева М. Сердца и руки не знают скуки.: [20-лет ЦДТ]//Саян.заря.-1996.-23 март.

40 лет  (1975 г) – был заложен  фундамент больничного  комплекса.

 

БОНДАРЕВО

185 лет (1830 г) – была основана деревня под названием «Обетованная»  весной    выходцами из   Воронежской губернии.

Историческая справка:

Существует ряд исторических документов, подтверждающих, что деревня была основана под названием «Обетованное» в  1830 году выходцами-переселенцами из Воронежской и Орловской губерний.

В Красноярском краевом архиве Енисейской казенной палаты находится дело №85 под заглавием «План земель уступленных по речке Сосе от ясечных татар, соединенных из разнородных племен во владение графа Кулешева-Безбородко для заселения деревни Обетованной».         В Минусинском госархиве хранится подобное дело за №167 «О приисканиях для заселения земли», отпущенным на волю графом Кулешевым-Безбородко на речке Сосе с 12 января 1830 года. Дело открывается предписанием поэта Пушкинской поры Александра Кузьмина: «Отпущенные на волю графом Кулешево - Безбородко крестьяне мужского и женского пола (84 души) и подано на мое имя прощение пишут, что они проживают в Шушенской волости между деревнями Моноком и Табатом место на речке Сосе, желают на оном заселиться домами, почему, и просят на предмет сей дозволения».

Шушенский волостной голова Шелестов, 12 февраля 1830 года представил Кузьмину переговоры крестьян деревень Табата и Монока с согласием на землях основать деревню Обетованную. Крестьяне-поселенцы были «отпавшими» от православной веры сектантами - субботникмими, получившими такое название от празднования субботы, являющимися поклонниками Ветхого Завета и проповедующими иудейскую веру. В конце 40-х годов XVIII века по указу «Енисейской казенной палаты» в деревню «Обетованная» переселяются крестьяне из поселенцев Красноярского округа Запедеевской волости молоканской веры.

См. Байкалова Л. Образование села.: [история возникновения села]//Саян. Заря.-1998.-14; 28 фев

Котельникова О. «золотые люди «золотого села».: [к 50-летию со дня переименованию с. Иудино в с. Бондарево]//Саян. Заря.-2008.- 12 сент.

Махно Ю. Святая как хлеб деревенька моя: [к 80-летию Бейского района и 175-летиюс. Бондарево]//Хакасия.-2004.-6 фев.

Пашуткина Л. История родного села.: [поисковая работа по созданию «истории села Бондарево»]//Саян.заря.-1975.-24 июня.

Лит. Энциклопедия Республики Хакасия: в 2т./Гл.ред.В.А.Кузьмин.-Красноярск: Поликор.-2008.-Т.2: Щ-Я.-320с, ил. (образование села см. стр. 88)

75 лет  (1940 г) – изба-читальня была преобразована в  Сельскую библиотеку.

См. Килижекова А. Наша библиотека. [о библиотеке с. Бондарево]// Саян.заря.-2012.-№89.-с.2

Кобыляцкая Г. Прикосновение к истории [О первой избе -читальне]//Саян.заря.-1974.-25 июня

Петричко Г. В память о Т. М. Бондареве.: [мыслитель из народа с. Бондарево]//Саян. Заря.-2005.-12 нояб.

Сабуров А. Одна из лучших в крае.[о Бондаревской сельской зональной библиотеке]//Сов. Хакасия.-1970.-6 авг.

195 лет  со дня рождения ТИМОФЕя МИХАЙЛОВИЧА БОНДАРЕВА.

Бондарев Тимофей Михайлович родился 03.04.1820 г.  в имении помещика Чернозубова – Нижнечеркасского округа, области Войска Донского. Он рано научился читать. В то время ему случайно попалась в руки    запрещенная книга А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга потрясла юношу своей правдивостью, и он стал высказывать смелые мысли об отмене крепостного права. За это помещик Чернозубов сдал Тимофея Бондарева в солдаты на 25 лет, но и здесь вольнолюбивые высказывания привели к тому, что Бондарева отдают под суд, и приговаривают к пожизненной ссылке в Сибирь. Вместе с семьей в 1867 году он поселился в деревне Иудино Бейской волости, Минусинского округа, населенной молоканами и субботниками. Жители её были поголовно не грамотными. Грамоту знали только начетчики сект молокан и субботников. Т.М. Бондарев открыл школу грамоты и был бессменным учителем крестьянских детей. С 1867 – 1898 гг. Тимофей Михайлович  работал над рукописью под названием «Торжество земледельца, или трудолюбие и тунеядство». Главная мысль Бондарева состоит в том, что земледельческий «хлебный труд» должен быть признан основным религиозным законом жизни. Бондарев доказывал, что всякий человек должен считать обязательность физического труда, и в сознании этой обязательности должны быть воспитаны люди. 3 ноября 1898 года в деревне Иудино на 78 году жизни умер обыкновенный рядовой труженик, но выдающийся писатель-крестьянин Тимофей Михайлович Бондарев.

См. Котельникова О. Лев Толстой и сибирский философ Тимофей Бондарев.:[к 180-летию со дня рождения гениального человека]//Саян. Заря.-2008.-7 окт.

 

МАЛЫЙ - МОНОК

85 лет  (1930 г) – была построена дорога из  Красного Ключа в Малый   Монок.

65 лет (1950 г) – открытие начальной Школы в селе Малый-Монок.   

 

БУДЕНОВКА

45 лет (1970 г) –  по решению обкома и облисполкома Хакасской   автономной области произошло объединение колхоза им. Буденного и совхоза «Табатский».

См. Котельникова О. Буденовка-колхоз-миллионер.: [празднование 80-летия колхоза]// Саян.заря.-2009.-31 марта.

Чаптыков К. Из истории колхозного строительства в Хакасии 9колхоз им. Буденного Бейского района)//Сов. Хакасия.-1957.-6 авг.

Лит. Энциклопедия Республики Хакасия: в 2т./Гл.ред.В.А.Кузьмин.-Красноярск: Поликор.-2007.-Т.1: А-Н .-432с, ил. (см. стр. 96)

 

ВЕРХ – КИНДИРЛА

65 лет (1950 г) – объединение колхозов «Аргыс Ленин» (д. В-Киндирлы),   и колхоз им. «Стаханова»  (Богдановки) в колхоз им. «Ленина».

55 лет  (1960 г) – была открыта сельская библиотека.

25 лет (1890 г) – были образованы выселки под названием Богдановка.  По фамилии поселенцев Богдановых.

 

ДЕХАНОВКА

135 лет  (1880 г) -  было образовано село.

См. Апаликова Н. День рождение села:[образование села Дехановка]//Саян.заря.-2004.-3 июля.

Лит. Энциклопедия Республики Хакасия: в 2т./Гл.ред.В.А.Кузьмин.-Красноярск: Поликор.-2008.-Т.1: А-Н.-43 2с, ил. (образование села см. стр. 178)

 

ТАБАТ

255 лет (1760 г) – было первое упоминание о селе Табат.

Историческая справка:

История образования села уходит в далекое прошлое. 250-лет назад было первое упоминание о селе. ( из воспоминаний записанных со слов Прасковьи Устиновны Малыхиной).Село расположено по обоим берегам реки Табат. Это подтверждается материалами, находящимися в школьном краеведческом музее. С 1740-50 г заимка или хутор существовало под названием Табат.  Найдены орудия труда, предметы быта более позднего периода до прихода русских переселенцев.  Существуют три легенды. Одно более достоверно. Поселенцам нравились широкие степи, и близко находилась  тайга, где водилось много дичи.

См. Глухова Н. Мой милый край, земля родная! [о селе Табат к 85 летию Бейского района]//Саян.заря.-2009.-12 июля

Колбасов А. Табатка прав.: земля здесь благодатная [селу Табат-250 лет]//Хакасия.-2010.-4 сент.

Котельникова О. Табату-250.:[Проведение юбилея села]//Саян.заря.-2010.-7 сент.

Попова И. Табат-село родное.: [к 85-летию Бейского района, история села]//Саян.заря.-2009.-14апр.

Лит. Энциклопедия Республики Хакасия: в 2т./Гл.ред.В.А.Кузьмин.-Красноярск: Поликор.-2008.-Т.2: Щ-Я.-320с, ил. (образование села см. стр. 171)

125 лет (1890 г) – появляются купцы,  и открывают первые  магазины.

65 лет  (1950 г) –было объединение колхозов «Красный Табат» и  «Красный  Чезрык» в колхоз им. Куйбышева.

См. Лит. Энциклопедия Республики Хакасия: в 2т./Гл.ред.В.А.Кузьмин.-Красноярск: Поликор.-2008.-Т.2: Щ-Я.-320с, ил. (образование села см. стр. 171)

60 лет (1955 г) – был открыт стационар.

45 лет  (1970 г) – был образован совхоз «Табатский».

 

САБИНКА

185 лет (1830 г) – было образование села Сабинка.

Историческая справка:

Село должно было называться Сагайское, а с. Сабинское должно быть в Каратузском районе, но в результате ошибки писаря, село зовется Сабинское. Для нового поселения Сабинского было выбрано очень удобное место,  вдоль всей речки – деревья, недалеко лес, горы, просторные сенокосные луга, условия для разведения скота и занятие земледелием самые благоприятные. Местность богата ягодами, грибами, зверьем, что позволило поселенцам разнообразить пищу. В километрах пяти от села черное озеро, такое соленое, что позволило вываривать соль.

См. Филатов В. О происхождении названия села Сабинка.: [история села, из воспоминаний жителей]//Саян. Заря.-2011.-1 июля

Кобельков В. Живая связь.[история села сабинка, Бейского района]//Саян.заря.-1988.-31 марта.

Лит. Энциклопедия Республики Хакасия: в 2т./Гл.ред.В.А.Кузьмин.-Красноярск: Поликор.-2008.-Т.2: Щ-Я.-320с, ил. (образование села см. стр. 109)

105 лет (1910 г) – на деньги купца Семёнова была построена школа в селе.

См. Апаликова Н. К 100-летию Сабинской СОШ.: [страницы летописи района]//Саяз. Заря.-2009.- 24 февр.

Гидлевский К.И. История открытия Сабинской школы:[изучение истории села кружком «Краеведы»]//Саян.заря.-2007.-19 апр.

Котельникова О. Прошло сто лет… [23 февраля Сабинская школа отметила свой столетний юбилей]//Саяз.-заря.-2009.- 10 марта

Манаев В. Жить ради будущего. [к 150-летию села Сабинка]//Саян.заря.-1980.-1 янв.

Пойлова С. «Край родимый мой, место отчее…» [Сабинке-150 лет]//Саянзапря.-1980.-15 июля

Попова Г. Наша история в истории райцона: [история села Сабинка]//Саян.заря.-2004.-1 мюля

Семенов-Сагалаков А. Дело Якова Семенова.: [100-летие первой школе в с. Сабинка]//Хакасия.-2009.-28 февр.

Филатова В. Листая страницы одной биографии.: [к 85-летию Бейского района, Сабинской школе – 100 лет]//Саян заря.-2009.-5 июня.

85 лет (1930 г) –были организованы два колхоза «Путь Ленина» и  колхоз   «Новый быт».

См. Лит. Энциклопедия Республики Хакасия: в 2т./Гл.ред.В.А.Кузьмин.-Красноярск: Поликор.-2008.-Т.2: Щ-Я.-320с, ил. (образование колхозов см. стр. 109)

65 лет (1950 г) – было объединение сельскохозяйственной артели «Путь Ленина»  с колхозом «Новый  быт».  

 

КАЛЫ

65 лет (1950 г) – была  открыта сельская  библиотека.

 

НОВОКУРСК

85 лет (1930 г) – было образование колхоза «Трудовик».

60 лет (1955 г) – был построен новый клуб.

- открылась сельская библиотека.

 

НОВОЕНИСЕЙКА

85 лет (1930 г) – был организован колхоз «Искра».

65 лет (1950 г) – был открыт  ФАП.

50 лет (1965 г) –были разделены на 2 совхоза «Означенский»  зерносовхоз, и «Новоенисейский овцесовхоз. В «Новоенисейский  овцесовхоз, отошли три деревни: Новоенисейка, Новониколаевка, Дмитриевка.

25 лет (1990 г) –овцесовхоз «Новоенисейский» передают в подсобное    хозяйство СААЗА и называют его подхоз СААЗА.

 

БОЛЬШОЙ – МОНОК.

70 лет (1945 г) – был открыт медпункт.

55 лет  (1960 г) – ликвидировали церковь, а здание отдали под клуб.

 

КРАСНЫЙ-КАТАМОР

95 лет  (1920 г) - было образовано село  переселенцами из села Сабинка.

См. Лит. Энциклопедия Республики Хакасия: в 2т./Гл.ред.В.А.Кузьмин.-Красноярск: Поликор.-2007.-Т.1: А-Н.-432с, ил. (образование села см. стр. 314)

 

КРАСНЫЙ-КЛЮЧ

165 лет (1850 г) – примерное основание деревни

Историческая справка:

165-лет назад основано село Красный – Ключ - называется так, потому что возле деревни есть подземные родники из красной глины. Речка по – хакаски называется «Хызыл хара сур», что в дословном переводе означает «Красный родник», поэтому деревня получила административное название Красный ключ. Первыми основателями деревни были роды  Карачаковых и Миндибековых. Жители селились на склоне горы «Тыттыг хыр».

См. Кызычакова Н. История улуса Красный-ключ.[образование улуса Красный-ключь]//Саян.заря.-2004.- 19июня;17 июня.

Лит. Энциклопедия Республики Хакасия: в 2т./Гл.ред.В.А.Кузьмин.-Красноярск: Поликор.-2008.-Т.1: А-Н.-43 2с, ил. (образование села см. стр. 315)

85 лет (1930 г) – была открыта 3-летняя  начальная школа.

80 лет  (1935 г) – образование колхоза:  под   названием «Вторая пятилетка».

 

КИРБА

110 лет (1905 г) -  первое упоминание об образованя села. 

См. Апаликова Н. День села в Кирбе.: [10-летие со дня основания села]//Саян. Заря.-2010.-10сент.

Калугин Д. Достояние Бейской земли.: [история образования села]//Хакасия.-2007.- 9 февр.

Попова И. Листая страницы истории.: [село Кирба празднует 105-летний юбилей]// Саян. Заря.- 2010.-28мая.

85 лет (1930 г) – образование совхоза в селе Кирба.

35 лет (1980 г) –был открыт Асфальтовый завод, и медпункт.

 

ЧАПТЫКОВО

150 лет (1865 г) - первое упоминание об образовании аала.

Историческая справка:

145 лет - был основан Аал Чаптыков. Назван так был  в честь древнего рода Чаптыковых. По легенде под натиском казаков хакасским родам пришлось уйти с обжитых мест южнее, и они  оказались на берегу реки Абакан. Существует легенда, что глава семейства «Чаптых»  спасаясь  от казаков, посадил жену и детей на плот со всем скрабом,  и пустил вниз по реке. Мать сказала, что она не может оставить отца одного, сошла с плота и благословила своих детей и наказала, что где плот остановится, там и начинайте жить и продолжать свой род, (записано со слов Чаптыкова Обдах – старожил в возрасте 103-х лет – 2002 год)

См. Лит. Энциклопедия Республики Хакасия: в 2т./Гл ред .В. А. Кузьмин. -Красноярск: Поликор.-2008.-Т.2: Щ-Я.-320с, ил. (образование колхозов см. стр. 266)

Лит. Энциклопедия Республики Хакасия: в 2т./Гл. ред. В. А. Кузьмин.-Красноярск: Поликор.-2008.-Т.1: А-Н.-432с, ил. (образование села см. стр. 276)

45 лет  (1970 г) –в аале Чаптыков открылась сельская  библиотека.

 

КУЙБЫШЕВО

55 лет (1960 г) – открытие десятилетней школы в селе Куйбышево.

См. Тутатчикова А. Школа в степи.: [Юбилей школы в с. Куйбышево]//Хакасия.-2007.-13сент.

15 лет (2000 г) – было открытие памятника   погибшим в годы   Великой   Отечественной Войны.

 

ШАЛГИНОВО

105 лет (1910 г) –  было образовано село Шалгиново.

Историческая справка:

100-лет назад как образовалось село Шалгиново. Оно расположено на берегу реки Абакан в широкой Кайбальской степи. Село раскинулось в ковыльной степи, всюду степь, курганы, песок, ковыль. Предки сумели обосноваться в этой местности, облюбовав простор и ширь. В этих степях пасли скот. Степь… до 1956 г. была не тронута человеком, но решением КПСС и правительства были освоены целинные земли. И Хакасскую степь вспахали, посеяв на ней пшеницу, ячмень, овес. Это село богатело не только своей природой, но и знаменито известными людьми, такие как: Макар Константинович Добров - хакасский сказитель. Владимир Шалгинов – поэт. Евдокия Алексеевна Шалгинова – участница конкурсов чатханистов, тахпахчи, хайджи – умеет вышивать «пого» и ээн это погоны на хакасских платьях, ее работы выставлены в краеведческих музеях Саяногорска и Абакана.

85 лет (1930 г) – был организован колхоз «Мал Хадари».

75 лет (1940 г) – был открыт медпункт в селе Шалгиново.

70 лет  (1945 г) – после войны колхоз был   переименован в колхоз им.  Хрущёва Н.С.

 

УСТЬ – КИНДИРЛА

145 лет (1870 г) - примерное образование села.

Историческая справка:

Точную дату образование села, никто не знает. По воспоминаниям старожилов оно было образовано примерно с  1870 г. Первые переселенцы выбирали самые удобные места, чтобы содержать скот. С одной стороны был небольшой лес с чистой речкой, а с другой стороны невысокие горы и бескрайняя широкая  степь. Недалеко располагалась тайга, богатая зверями птицами и ягодами. В этой местности росло много конопли, что и явилось основным продуктом питания, (пекли лепешки, из стеблей, делали нитки и веревки). Жители деревни имели возможность менять продукты на разные товары.

80 лет (1935 г) – открылась изба – читальня в селе Усть-Киндирла.

55 лет (1960 г) – была открыта сельская  библиотека.

 

УТЫ

215 лет (1800 г) - было образовано село.

См. Лит. Энциклопедия Республики Хакасия: в 2т./Гл.ред.В.А.Кузьмин.-Красноярск: Поликор.-2008.-Т.2: Щ-Я.-320с, ил. (образование села см. стр. 217)

 

 

 

 

 

 

close