Казачество в Бейском районе. Форпост Монокский

Главная » Выставка «Истоки Сибирского казачества» » Казачество в Бейском районе. Форпост Монокский

Форпост Монокский

Большой Монок

Первые упоминания о бывшей казачьей станице Монокской, в народе ее еще называли Байкалова деревня, относятся к 1768 году. В 1741 году Красноярская воеводская канцелярия учредила в Присаянье открытие двух новых отъезжих караулов. В результате были построены крепости - редуты на реке Уть, в устье речки Монок, а также в 16 верстах от Монукской крепости, на месте старого караула на реке Арбат, в 38 верстах от него на реке Таштып для защиты Кара – Сабинской дороги и всего западного участка южно-сибирской пограничной линии. Первоначально казачьи караульные посты представляли собой зимовья в виде бревенчатых изб, обнесенных заборами с множеством круглых отверстий для пищалей. В связи с тем, что казаки были поселены на юге Сибири по военным соображениям, они стали осваивать близлежащие территории, а позднее селиться в удобных для жизни местах. В результате их жизнедеятельности в форпостах, редутах стали возникать новые населенные пункты: Арбаты, Таштып, Монок, Покровка и ряд других. Так шло укрепление и распространение русской власти в Минусинской котловине, за счет возведения казачьих постов, а также ясачного населения региона. Таким образом, временем основания Монокской станицы или Монукского форпоста, можно считать две даты: 1759 год – появление первого казачьего форпоста на месте слияния реки Абакан и речки Монок, 1768 год- первое упоминание этой деревни в качестве населенного пункта Минусинского уезда Енисейской губернии. Его основали казаки Иван Байкалов, С. Терских, Е.Макаров, В. Ермолаев. По случаю празднования в 2010 году юбилея села был создан оргкомитет, который постановил считать датой возникновения села Большой Монок 1768 год. Большемонокский сельский Совет был образован в 1979 году. В разное время у его истоков стояли В.П.Казыгашев, Е.С.Володина, В.А.Тарабаркина, М.Н.Эрдле, Н.Ф.Пузакова. С 2005 года администрацию Большемонокского сельсовета возглавляет Анатолий Алексеевич Карамчаков. В 1937 году в Большом Моноке появилась своя библиотека, в 1945 г. – первый медпункт, в 1959 г. – почтовое отделение, в 1960 г. – клуб, в 1963 г. – детсад. В годы репрессий в конце 20 начале 30 годов в Большом Моноке были репрессированы 38 жителей. Живыми вернулись из мест ссылок только четверо: И.А.Терских, М.Ф.Байкалов, Е.Н.Байкалов, М.Н.Воротников. В 1941-1945 годах на полях сражений Великой Отечественной войны погибли 59 большемонокцев. В 1942 году все мужчины, женщины, имевшие детей старше трех лет, были взяты в трудармию, вернулись оттуда только пятеро.

В Большемонокском поселении насчитывается 12 казачьих родов, наиболее известны из них семьи Александровых, Ермолаевых, Байкаловых и других. В 1927 году в Большом Моноке образовались две сельхозартерии, «Рассвет» и «Веселый труд». В 1931 году они слились в колхоз «Горный Абакан». Первым его председателем был Григорий Спиридонович Байкалов. В колхозе было четыре бригады, одна занималась лесозаготовками, вторая перевозкой грузов, третья - молотьбой хлеба и четвертой была молочно-товарная ферма. В 1954 году «Горный Абакан» был соединен с колхозами близлежащих улусов: Усть-Сос, Малый Монок, Красный Ключ, и стал называться колхозом имени Кирова. В 1961 году был образован совхоз Бондаревский, Большой Монок стал его четвертым отделением. Сегодня оно бездействует. Монок от хакасского ноных – черника, а в переводе с тюрского означает места богатые смородиной, или охотничье приспособление, так что само название деревни трактуется трояко.

13 июня 2002 года на кладбище села был установлен Православный поклонный крест, а на нем высечены слова молитвы: «Да воскреснет Бог, и расточатся враги его».

Большой Монок Большой Монок Большой Монок

Фортпост Монокский. Возвращение казачества

Летом 1991 года, учитель истории местной школы З.Л. Кайнова, урождённая Юданова, совершенно случайно увидела газету яицких, (уральских) казаков «Яицкая Воля». Материалы о казаках, опубликованные в этом издании, всколыхнули её родовую память. Они послужили своего рода необходимым катализатором в деле создания небольшого краеведческого музея в школе. Усилиями родовой казачки был дан старт этому благому делу.

Было решено пойти дальше. Собрались местные казаки, основателей Монока и решили организовать местную общественную казачью организацию, которая бы объединила потомков казаков этой станицы, проживающих во всем районе, и была создана орггруппа по возрождению казачьей сотни, разработан её Устав, Кодекс Чести и составлены некоторые другие юридические документы. Необходимую помощь местным казакам оказали казаки - Саянцы: сотник Сергей Жаркой и вахмистр Владимир Шилов. Активно помогал казакам и первый, избранный всеми казаками республики и юга Красноярского края, атаман межрегиональной казачьей структуры - Минусинского казачьего округа подъесаул Валерий Кречет. Основная же работа по объединению казачьих потомков в Большом Моноке легла на плечи актива.

Большую помощь в воскрешении исторической памяти и традиций енисейских казаков внесли наши земляки-участники Великой Отечественной войны: Г.И. Атаманюк, Я.С. Александров, И.А. Байкалов, И.М. Байкалов, Н.Е. Байкалов, С.М. Байкалов, И.И. Бузунов, Г.И. Беспалов, А.Д. Есипов, К. А. Кожуховский, Г.А. Кожуховский, М.С. Казанцев, А.И. Рассказчиков, И.И. Терских - выходцы из казачьих семей.

Воспоминаниями о прошлой жизни казаков Енисейской губернии с нами делились наши землячки: Н.Е. Байкалова, Н.И. Морозова и Н.Г. Юданова и др…

Орг. группа сотни обратилась в атаманский совет Минусинского казачьего округа (МКО), с просьбой принял бы вновь созданную казачью группу в свой состав, как это было исторически, со времени присоединения этих земель к России.

Вечером 7 декабря 1991 года, казаки Монока провели свой первый, учредительный круг Монокской сотни. Присутствовали приглашенные гости из Саяногорска. В качестве наблюдателя принял участие в Круге и А.М. Ербягин, на тот момент председатель Бейского райисполкома. Ряд потомков казаков восстановились в казачестве и приняли присягу ему на верность: Байкалов И.И., Байкалов Л.Н., Байкалов Ф.В., Байкалов С.И., Терских И.И., Макаров И.М., Юданов А.Л., Юданов Н.В.

Юданов Н.В., являясь старшиной в запасе, и был избран руководителем созданной общественной организации - атаманом местной казачьей сотни, и тут же он был приведён к присяге на верность казачеству.

Впервые, за долгие семь десятилетий, говорили потомки казаков из Монока о и секретной директиве В Ц И К «О рассказачивании» от 25 января 1919 года, подписанную Янкелем Свердловым, которая и послужила основанием для репрессий и геноцида казаков в годы советской власти.

Выступил на учредительном круге Монокской сотни и бывший председатель Бейского райисполкома А.М. Ербягин. Заверив всех присутствующих, что добрым начинаниям казаков будет оказана вся помощь и поддержка, а также выразил уверенность в том, что образование в районе казачьей организации станет стабилизирующим фактором. К слову сказать, некоторая часть хакасского населения, в том числе, ряд их региональных общественных организаций сепаратистского толка, таких, например, как небезызвестный «Тун», выступают ярыми противниками возрождения казачества на территории республики.

Байкалова Анастасия Егоровна – старейшая казачка России

Большой Монок

Анастасия Егоровна Байкалова родилась 5 января 1898 года в Моноке Бейской волости Минусинского уезда Енисейской губернии. Старейшая казачка России (данные на июнь 2002 г. - прим. авт.) прожила долгую жизнь – 105 лет – и отошла к Господу 23 февраля 2003 года.

Из воспоминаний Анастасии Егоровны Байкаловой:

«… А что о семье рассказать? Семья наша была многодетная. Были у нас свои кони, была своя пашня... Почти у каждой семьи была своя заимка. На заимках, с весны и до самого снега там и жили. И работали от зари до зари. Когда прекращались работы в поле, то монокские, арбатские и таштыпские казаки собирались в артели и уезжали на зимнюю рыбалку, на реку Кантегирь. Возвращались они оттуда с добычей, привозили целые бочки свежей или соленой рыбы: ленок, таймень, хариус...

На «Евдокию» казаки соседней с нами станицы Арбатской, приезжали на конях через тайгу крестным ходом через Матросский перевал и привозили с собой иконы. Гостей тех казаки встречали «хлебом - солью». Их встречал на въезде в деревню Малой Горке наш атаман и многие-многие местные жители. Казаки в праздники надевали красивые папахи и мундиры, у многих из них на груди награды - кресты и медали. Казачки и ребята малые одевались в праздничные одежды, Существовало в селении негласное разделение на «верховских» и «низовских». В праздники гармошки и песни звучали повсюду: и в верхнем краю станицы и в нижнем. Не обходилось и без кулачных боев. Молодежь сходилась «стенка на стенку». Бились до первой крови. На престольные церковные праздники к местной церкви съезжалось на повозках множество нарядно одетых людей из соседней Покровки (ныне Малый Монок) и из окрестных улусов: Красного Ключа, Усть-Соса, Куинова, Карамарчей и Красного Ключа...

Жениться наши казаки старались только на тех, чьих родителей-дедушек-бабушек знали. Чаще женились по взаимному согласию, засылали сватов и оговаривали день свадьбы, а венчались в Монокской церкви. Иногда родители невесты были против жениха, тогда по взаимному сговору с будущей суженной, жених крал невесту и увозил её к себе домой, в родительский дом. У казаков это называлось - «взял убёгом».

Ещё запомнилось мне, как  таштыпский атаман Ананий Шахматов не раз, бывало, заезжал к моему отцу: в запряжке тройка серых в яблоках коней, на облучке тарантаса кучер - казак при полной справе, звон колокольцов да шаркунцов атаманской тройки на всю округу. «Шаркунцы» - это такие маленькие колокольчики, крепящиеся к конской сбруе или дуге. Они издавали мелодичный, приятный для человеческого уха, звук. А набор на сбруе атаманской тройки так и горит-сверкает на солнце! Атаман и сам видный был мужчина!  Наш дом стоял неподалёку от церкви. Отец мой был георгиевским кавалером за войну с японцами 1904-1905 годов. Думаю, ещё и поэтому ему сам окружной атаман особую честь и уважение выказывал.

О конях скажу одно: у казаков к ним особое отношение было. И в труде, и на службе, и в бою всегда вместе были. О животных заботились, их кормили, поили, выгуливали. С молодыми казаками постоянно проводились занятия, они тут на плацу занимались, он рядом с домом нашего последнего монокского казачьего атамана - Анания Байкалова находился. Вот где сейчас совхозный детсад стоит, стоял его дом, а рядом была полянка, казаки её вместо плаца использовали. Место там было подходящее, ровное, вот совсем рядом тут ребят к казачьей службе и готовили. Во многих казачьих семьях и монокские девчата с конями запросто управлялись. Могли бабы, например, при необходимости запрячь коня в телегу или сани, верхи тоже многие казачки ездили, а некоторые из них и шашкой владели неплохо.

Еще одно хотелось бы отметить: упаси Бог, увидеть во время пахоты или молотьбы кого - то пьяным или праздношатающимся на улице, позор такому человеку был на всю станицу... С ранней весны станица словно вымирала - все, кто мог трудиться в поле, выезжали на пашню, как только подходила земля-кормилица. Работать мне с самой молодости приходилось много, ведь я в тятиной семье из детей самой старшей была: и косила, и молотила, и скирдовала... Всё лето трудились от зари до зари, от темна до темна, не то, что теперь. Зато и за стол было приятно сесть: кто не ленился, у того и выпить, и закусить всегда чем было. Вот с одежкой было похуже, её покупали на базаре в волостном селе в Бее, или в Минусинске, там тогда уездный центр был.

Молока, мяса, масла всегда было вдоволь. В урожайный год приходилось нанимать работников со стороны, но с ними рассчитывались, по справедливости, по договорённости: до четверти урожая за их труд отдавали, за сделанную работу кормили и поили бесплатно, столовались работники вместе с хозяевами. А как же иначе: раз обмани человека, а на другой раз и не пойдёт в наем никто. Старших по возрасту почитали. Попробуй-ка пройди мимо, да не поздоровайся со стариками, не поклонись кому из них – если станет известно родителям, тогда берегись, - наказание обеспечено. Об отношениях со старшими в семье и говорить не буду - родителей уважали и боялись. Авторитет у них непререкаемый был. Работали на себя, всё старались выполнять добросовестно, у многих эта привычка на всю жизнь осталась. Ребятишек в семьях к труду с детства приучали.

Всё лето на заимках жили, она у каждого хозяина была, очень удобно было: вышел и вот она, работа рядом - никуда ехать не надо. Посчитай, сколько времени экономилось... Так и жили до самого переворота, мне уж тогда восемнадцатый год пошел, многое в памяти сохранилось. ...Когда случился переворот, власть сменилась, большевики стали править. Потом Колчак пришёл и прежнюю власть вернул. В переворот стали молодых ребят-казаков на службу в полки забирать... Потом советская власть настала, тоже на службу забирала казаков. Там и получилось, что брат на брата пошёл, а сын на отца. Вот прямо, как в писании было написано. В те годы весь цвет казачества положили. Когда власть сменилась, то многие наши казаки от преследования ушли в тайгу, ну а те, кто решил переждать смуту дома, тех новая власть притеснять стала. Советская власть не простила казакам их верной службы престолу - вскоре начались аресты и расстрелы. Летом, в 1920 году, прибыл в Монок красный карательный отряд Лыткина. Тогда арестовали и расстреляли в таежном урочище под названием Макаров Лог несколько наших казаков: Иннокентия Воротникова, Николая, Митрия и Якова Байкаловых… В тот же день красными был застрелен и настоятель нашей церкви отец Степан. Батюшка преградил путь вооружённым красным партизанам в церковь, он не пропускал вооруженных людей их внутрь храма. За это его застрелил из нагана у входа в церковь начальник карательного отряда Лыткин. Зверь, а не человек был…

Мужа моего Василия Фёдоровича Байкалова также дважды арестовывали: в 1933 и в 1937 годах. Как в последний раз забрали в тридцать седьмом и посадили в лагерь, так оттуда он не вернулся. После войны его брат родной из заключения пришел, он и рассказал, как мой Васили погиб: летом 1942 года на Новую Землю перевозили заключённых на барже, так баржу потопила немецкая подводная лодка. Там все, кто был на том пароходе и барже, утонули в море, а спаслись всего только несколько человек, и среди них младший брат мужа - Михаил Фёдорович. Да таких судеб среди монокских жителей тогда много было. Считай, половину монокских мужиков посадили в тридцатые годы по 58-ой статье, как «врагов народа»: Александровых, Байкаловых, Воротниковых, Терских, Сипкиных, Юдановых и других...

Когда наши мужья в Минусинской тюрьме сидели, то доводилось мне несколько раз с бабами ходить пешком из Монока в Минусинск, чтобы передать нашим арестованным мужьям передачу: поесть чего-нибудь да смену чистого белья, но не часто такое удавалось.

(Услышав эти слова от А.Е., я живо представил себе, как группка усталых женщин бредёт по бескрайней Койбальской степи за 170 вёрст из Монока в Минусинск для того только, чтобы передать передачу своим содержащимся в неволе родным людям. Заодно это позволяло в очередной раз убедиться: если нквд приняло передачу, значит муж или сын ещё здесь, в тюрьме, а значит - живой).

А в июне 1941 года немец на нас напал. Война началась и сразу многих мужиков и молодых парней стали забирать в армию. Всю войну в колхозе одни бабы да ребятишки работали. А колхозный бригадир или председатель норовили послать нас, жён врагов народа туда, где было тяжелее и труднее всего: на сплав леса, на вспашку зяби, на вымачивание конопли,из которой делали «пеньку»- веревку, так необходимую в сельском хозяйстве, или на скирдование -заготовку кормов или снопы вязать... Осеннюю ледяную воду из протоки под названием «Коноплянка» до сих пор помню. Холодная вода у многих наших баб-колхозниц много здоровья отняла, когда приходилось конопляное сырье в студеной воде вымачивать. Работали в колхозе весь световой день, без праздников и выходных. Не приведи Господь, что тогда пришлось пережить: голод, холод, маленькие ребятишки без присмотра. В войну народ полной мерой лиха хлебнул. Обо всём теперь и не расскажешь, как эту долгую войну вынесли на своих бабьих плечах. Другой раз казалось: всё, нет больше сил. Одно помогало: знали - надо. И строгость законов военной поры была хорошим «подспорьем». Потому-то Гитлера и победили! Тут всегда казаки жили. Они друг за друга, за Россию горой стояли. Она за это их и ценила».

К этим словам старейшей монокской казачки А.Е. Байкаловой, как говорится, добавить нечего.

close